bel_och (bel_och) wrote,
bel_och
bel_och

Categories:

размышлизмы библиотекарши)))

Часто становлюсь свидетелем ситуаций, когда взрослые утверждают, что современные дети абсолютно не читают. И при этом делают скорбно мечтательные лица в стиле «Эх, не то, что мы когда-то…»
Попробую изложить свои размышлизмы на эту тему, подкреплённые многолетними наблюдениями на передовой чтения, т.е. в библиотеке.
[далее]
Во все времена были те, кто любил читать и те, кто был занят другими интересными делами. Кстати, по наблюдениям, те, кто возлюбил чтение уже в достаточно зрелом возрасте, как раз и больше всего любят критиковать современную не читающую аудиторию.
А дети читают. Много читают, но совсем не те книги, которые в понимании взрослых считаются правильными и интересными. В этом случае, я предлагаю возмущённым взрослым сначала вспомнить свою любимую детскую книжку, а потом любимую книжку из детства своих родителей, бабушек-дедушек. Обычно бывает 2 вариант: либо выясняется, что родители родителей не очень-то любили читать в детстве, либо их вкусы в плане чтения не совпадали со вкусами детей. И это нормально. То и дело звучат высказывания о разнообразии читательских предпочтений среди взрослых (на вкус и цвет – фломастеры разные), но детям почему-то отказано в такой малости, как выбор для чтения именно той книгу, которую хочется прочесть. Почему-то, по мнению взрослых, ребёнок должен любить именно Незнайку или Айболита, только на том простом основании, что эти книжки были зачитаны до дыр его родителями. Мне кажется это смешным))) Я не утверждаю, что истории про Незнайку плохие, но ребёнок имеет право читать книги по собственному вкусу. Да и, положа руку на сердце, сейчас есть куда более интересные истории. Например, тот самый, Гарри Поттер, которого обожают дети, но предали анафеме родители. Как-то я поинтересовалась у наиболее рьяно выступающих против этой книги родителей: «А, собственно говоря, почему вам не нравится эта книга?» Ответ был изумительным: «Книга неинтересная и совершенно непонятная про каких-то волшебников бред и чушь». Вот где спрашивается логика? Значит, про истории про волшебников типа старика Хоттабыча – это хорошо, а по Гарри Поттера – плохо? И вообще, детская книга не обязана нравиться взрослым. Не обязана, и всё тут! У детей свой фантазийный мир, в который взрослым вход закрыт, если они забыли, как сами были детьми и любили читать в детстве приключения, фантастику, сказки и страшные истории. Нет в этом никакого криминала, потому что тот же Гарри Поттер, в первую очередь, учит добру, дружбе, взаимовыручке. А запрещать его только на том основании, что ребёнок сварит зелье и отравится, аналогично тому, что ребёнок привяжет к спине вентилятор и спрыгнет с балкона, изображая Карлсона, или возьмёт топор, как Раскольников…
Ещё одно массовое заблуждение родителей заключается в том, что надо читать исключительно старые книжки, потому как это классика, а современных хороших книг для детей нет. Ну, во-первых, не все старые книжки можно отнести к разряду классики, а во-вторых, сейчас существует огромный выбор замечательных  детских книг, как отечественных, так и зарубежных авторов, а, в-третьих, человек это утверждающий, сам не читает современные книги, ориентируясь исключительно на свой детский опыт чтения.
Для всех, кто хочет познакомиться с качественной детской литературой, настоятельно рекомендую посетить сайты:
1. Книгуру: http://kniguru.info/ Сайт Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества. Откроете для себя много замечательных современных авторов. Кстати, лучшие произведения из «короткого списка» участников конкурса отбирают сами дети и подростки.
2. Издательский дом «Самокат» - «ищет по всему миру и привозит в Россию лучшие детские книги, открывает для читателя новых российских авторов и художников, настаивает на гармонии текста и иллюстраций, стремится наладить мосты между культурами и поколениями. Но назвать издательство «детским», и, тем самым, обрисовать круг читателей – было бы неверно. «Самокат» издает литературу интеллектуальную и психологическую, которая интересна и детям, и взрослым. Библиотерапевты рекомендуют многие наши книги для работы над личными и семейными проблемами». http://www.samokatbook.ru/ru/publish/about/
3. Детское издательство «Розовый жираф» http://pgbooks.ru/ Сайт, где представлены замечательные детские книги для разных возрастных категорий с подробными аннотациями и рекомендациями по чтению.
4. «БиблиоГид» http://bibliogid.ru/ Сайт, на котором представлена информация о книгах, писателях, художниках, издательствах и много чего ещё полезного, как детям, так и взрослым, чтобы сориентироваться в книжном море.
И если после прочтения произведений, представленных и рекомендуемых этими сайтами, вы всё ещё будете утверждать, что качественной современной детской литературы не существует, то мне останется лишь сделать харакири)))
Говоря о детском чтении, взрослые простодушно забывают ещё о том, что у современных детей совершенно другие форматы этого самого чтения. Электронные книги, онлайн-чтение, комиксы и журналы, в конце концов. И всё это тоже чтение. Комиксы, например, развивают воображение и служат ступенькой к следующему этапу чтения и стремлению рисовать самому. Онлайн-чтение даёт возможность обмениваться комментариями в процессе чтения с другими чтецами, а букридер – вообще не заменимая вещь, когда надо, чтобы книги всегда были под рукой. Это же касается журналов, написанных простым и понятным для ребёнка (подростка) языком на самые животрепещущие темы. Я даже иногда завидую современным детям – сколько же у них прекрасных возможностей для чтения!
А ещё дети часто врут о том, что не читают))) Им проще сказать «Не люблю читать», чем объяснять взрослым, какие книги и почему они любят. Или ещё как вариант, сказать, что любят читать классику, чтобы поумилять взрослых, ведь тем очень нравится, когда дети умненькие и благоразумненькие. Но на самом деле (открою великую тайну), дети не любят классику. Более того, меня очень настораживает, когда ребёнок с фанатичным блеском в глазах утверждает, что его любимая книга – «Война и мир» или «Преступление и наказание». И сейчас объясню почему. Во-первых, у ребёнка, в силу его возраста, нет ещё достаточного жизненного опыта, чтобы понять всю глубину философии этих произведений, а, во-вторых, много ли взрослых любят эти произведения? Просто принято делать вид, что любишь читать именно эти произведения, дабы произвести приятное впечатление на окружающих. Меня однажды очень развеселила девочка-отличница, которую изо всех сил нахваливала учительница, как умницу, любящую исключительно классическую русскую литературу. Между мной и девочкой произошёл диалог:
- Скажи, а какая героиня классической литературы нравится тебе больше всего?
- Я очень люблю Татьяну из романа «Война и мир» Льва Толстого…
Может быть, кто-нибудь из любящих «Войну и мир» подскажут мне, где там Татьяна? А то я как-то не очень дружу с этим произведением)))
Кстати, в ходе дальнейшей беседы выяснилось, что на самом-то деле, девочка очень любит романтические и мистические истории, о чём она поведала мне в ответ на моё признание в нелюбви к «Войне и миру», ужасно смущаясь, и всё время оглядываясь на строгую учительницу. И таких ребят множество.
Помню, как я, чуть ли не на коленях, уговаривала строгого дедушку взять для доверенной ему внучки книгу «Манюня» современного автора Наринэ Абгарян. Заверив, что если им не понравится, я готова побриться на лысо. Бриться не пришлось, потому как в следующий раз они уже пришли за продолжением истории))) Иначе и быть не могло, потому что добрая история о детстве не может не понравиться, тем более, что она помогает взрослым и детям лучше понять  друг друга.
Есть незначительный процент детей, которые не читают, но тут причины всего две: рядом не оказалось взрослого, который взял бы этого ребёнка за руку и отвёл его в библиотеку,  или, ребёнок тотально занят. Ни для кого ведь не секрет, что в наше сумасшедшее время не менее сумасшедшая школьная программа, осилить которую требуется просто невероятное количество времени, а ещё репетиторы, спорт, кружки… И вот приходит бедный ребёнок домой без сил, с единственной мечтой - скорее добраться до подушки, а ведь ещё уроки. В общем, у меня масса претензий к современной системе образования, но об этом как-нибудь в другой раз.
А в качестве послесловия скажу крамолу с точки зрения многих: в том, что ребёнок не читает, виноваты взрослые – родители, учителя, библиотекари и другие взрослые из его окружения. Виноваты в том, что не привили этой любви, не дали ребёнку интересную книгу, не сумели рассказать о ней так, что ребёнок захотел её прочесть, не привели его туда, где эту книгу можно выбрать и не дали ему возможности этого выбора. И причин может быть две: глобальная занятость и банальная лень. Причём, второй вариант встречается гораздо чаще, ибо проще осудить ребёнка, признав его не читающим, чем, пардон, оторвать свой зад от удобного кресла, и отвести ребёнка в библиотеку. Кстати, на библиотекарях (это я вам как представитель этой профессии говорю) лежит максимальная ответственность за то, что встречаются дети, которые не любят читать. Простительно родителям (они не специалисты в детском чтении), простительно учителям (их задача – научить получать знания), но не простительно библиотекарям -  тем, кто по долгу своей службы не может привить ребёнку любовь к книге и чтению. Но это уже другая история, которую я тоже как-нибудь расскажу)))
Tags: библиотека, детство, книга, размышлизмы, чтение
Subscribe

  • кошачье

    Эта наглая рыжая морда не из нашей стаи. Зовут Персик. Невероятно колоритный товарищ - нельзя было не сфотографировать))

  • кошачье

    Помощник умаялся...

  • бамс!

    Сегодняшнее утро началось не с кофе...

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments

  • кошачье

    Эта наглая рыжая морда не из нашей стаи. Зовут Персик. Невероятно колоритный товарищ - нельзя было не сфотографировать))

  • кошачье

    Помощник умаялся...

  • бамс!

    Сегодняшнее утро началось не с кофе...